albetina

Categories:

Мой любимый антисоветский фильм

Раз уж написала про одежду, вспомнила историю из моего детства. Когда мне было лет 10-12, на экранах прошел фильм «Иностранка». Там бабушка (ее играла Рина Зеленая) приезжает со своей внучкой из Франции в Одессу с целью найти принадлежавший их семье дом. Заодно бабушка хочет показать  внучке свою родину. Ну, и как главный козырь, в этом фильме разыгрывалась карта интернациональной дружбы детей, но было это подано как-то неубедительно и меня совсем не заинтересовало. Зато я во все глаза смотрела на главную героиню — девочку-француженку. Ах, какая у нее была чудесная стрижка, какая у нее была одежда — все эти платья, юбочки, брючки, какие-то необыкновенные солнечные очки. Я ходила на этот фильм все снова и снова — посмотреть на эту очаровательную девочку и ее великолепные наряды. И даже в том нежном возрасте я понимала, что все это не было куплено по «блату», как это делалось в СССР, да у нас таких и по блату нельзя было купить, а люди просто зашли в магазин и выбрали себе вещи по вкусу. Героиня Рины Зеленой тоже нисколько не походила на советскую бабушку-старушку, а выглядела настоящей леди. И нет, я нисколько не завидовала этой девочке и ее нарядной одежде. Было понятно, что для нас, жителей СССР, это как недостижимая мечта, а там... прекрасная Франция и другие такие же страны и там есть все, что твоя душа пожелает. И, конечно, я твердо знала, что мне и другим девочкам в нашей стране не светит никогда одеваться так, как во Франции. Советские же дети в фильме были одеты как все тогда одевались и были, несмотря на все свои положительные качества, совсем не интересные. 

Будучи уже взрослой женщиной, я как-то вспомнила этот фильм и удивилась, как его вообще пропустили на экран. Настолько ярок был контраст между видом советских людей и туристов из Франции. И мне даже кажется, что создатели фильма специально подчеркивали этот контраст, чтобы показать, какое убожество выпускает наша промышленность. 

Кстати, про туристов. В Советском Союзе отличить туристов из капстран, да, в общем-то из социалистических тоже, можно было с первого взгляда — красивые куртки, джинсы Wrangler, шикарные белые кроссовки. А сейчас что? Куда не приедешь — все ходят как близнецы — джинсы, кроссовки и почему-то черные куртки зимой, шорты, футболки, вьетнамки летом. Взгянуть не на что, не то что раньше. И, вообще, одежда по всему миру как-то все упрощается и упрощается, минимизируется, унифицируется. А красота куда-то ушла. 

Мы были в декабре в Берлине и в какой-то момент я окинула взглядом идущих по улице людей и поразилась — процентов 90 были в черных куртках. Мы четверо, впрочем, тоже. Это не специально так получилось. Вокруг меня двигалась какая-то черная масса и это производило жутковатое впечатление. А вот я бы с удовольствие купила себе белую куртку, да, знаю, что это непрактично, но их, по-моему, извели как класс. То, что я нахожу в Израиле белого цвета— какие-то обдергайки, до пупа не доходят, а я все-таки куртку собираюсь зимой носить, у нас тоже иногда бывает почти холодно.

А еще, уже в студенческом возрасте я прочитала «Дама в очках и с ружьем в автомобиле» Буало Нарсежака. Этот великолепный детектив вышел в свет в 1966 году. Я помню, как меня поразили там три вещи:

— главная героиня имела личный автомобиль и права, что для меня было из области фантастики

— перед поездкой в отпуск она зашла в магазин и купила всю необходимую одежду, тоже из области фантастики, не бегала, не доставала, а зашла и купила, причем в одном магазине

— и на эти покупки ей хватило денег, и на туфли, и на костюм, и на платье, и на купальник, и еще на кучу разной мелочи. Ну, фантастика же.

Так что, может мы и не ездили за границу в советское время, но представления о заграничной жизни имели, если внимательно читали книги и смотрели фильмы

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded