albetina

Categories:

Теракт 9.11

В тот день я была на работе, как вдруг один из сотрудников закричал, что в Америке произошел теракт. Мы все кинулись к его компьютеру и там все показывали и показывали кадры, как самолет врезается в стену небоскреба и как рушатся башни-близнецы. Казалось, что это кадры какого-то фантастического фильма, а не реальность. Было так страшно и непонятно, что произошло.

Потом уже этот теракт стал обрастать ужасающими подробностями.

И, конечно, когда мы были в 2017 году в Америке, мы пошли к установленному на месте трагедии мемориалу. Мемориал производит сильнейшее впечатление и чётко передаёт весь масштаб трагедии.
На месте фундаментов башен-близнецов два огромных чёрных куба,со стен которых ниспадают потоки воды. Каждая струйка — человеческая душа, уходящая в бесконечность. 

Или, может, эти потоки воды, падающие в чёрную бездну, символизируют потоки слёз.

Вот что рассказывал про этот мемориал в   2006 году Александр Генис на радио "Свобода":

Проект молодого, почти неизвестного зодчего Майкла Арада, которому на завершающем этапе помог более опытный специалист по ландшафтной архитектуре Питер Уолкер, покоряет своей глубокой символикой. Такой мемориал, как театр, рождает не мгновенный отклик, а растит эмоциональную реакцию. Я бы сказал, что это не только памятник, но семиотический ребус, решение которого требует медитативной паузы.
По замыслу Арада центральным элементом станут два бассейна, залившие водой фундамент погибших «близнецов». Это - тонкое решение, ибо вместо того, чтобы создать, как предлагали конкурирующие проекты, образ разрушенных небоскребов, Арад фиксирует их след. След обладает подлинностью, которая выдает присутствие реальности, но не является ею. След указывает на то, что она, реальность, здесь была, что и делает след неотличимым от памяти.
Другая часть проекта - стена с именами погибших, расставленных в том случайном порядке, в котором их застала смерть. Повторяя Вьетнамский мемориал в Вашингтоне, этот мартиролог отражает ненависть американцев к братским могилам. Я-то помню, какие усилия (сразу после 11 сентября) прилагали городские власти, чтобы опознать каждую жертву налета. Теперь могилой им будет высеченная на стене строка.
Питер Уолкер, предложив окружить площадь «лесом» - кустами и деревьями - внес органику в скорбную архитектуру. Этим он подчеркнул, что призвание зодчества - жить во времени, а не перечить ему. Открытая стихиям, архитектура должна с ними сотрудничать. Ведь ни одно сооружение не остается таким, каким оно было задумано. Времена года меняют его цвет, погода - фон, история - контекст. 

Каждый день рано утром обслуживающий персонал устанавливает живую белую розу рядом с тем именем, чей день рождения приходится на это число. Каждый год 11 сентября на мемориале появляется шесть роз... Эта идея пришла в голову работникам мемориала.

Как трогательно.

И как отвратительно повели себя некоторые россияне, которые глумились над этой трагедией, орали, что так американцам и надо. Каждый раз, когда вижу, как люди радуются чужим смертям или желают кому-то смерти, поражаюсь — как, как люди не боятся говорить и писать такие вещи? Да хотя бы из чувства суеверия — а вдруг такому вот писаке ответка прилетит от ноосферы? Или его близкие расплатятся за эти кощунственные пожелания. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded