albetina (albetina) wrote,
albetina
albetina

Categories:

Сензитивный период

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. ...Сензитивный период развития речи (0-6 лет)


Когда мой старший сын пошел в школу, я с удивлением узнала, что в его классе есть дети, не умевшие считать вообще. Это как же надо относиться к своему ребенку, чтобы даже не удосужится его научить считать. Для этого не надо специально выделять время, не надо никаких учебников. Его даже не надо учить, а просто все время упоминать цифры: "принеси мне еще одну ложечку, у тебя две машинки", можно считать ступеньки, поднимаясь по лестнице, попросить ребенка показать одни/два/три пальчика. И умение считать придет само собой.



Как только сыну исполнился годик и он пошел в детский садик, мы с ним все время оперировали числами. Он кидал камушек — я говорила: "один", он ставил кубик на кубик, я подсказывала: "два" и так далее. В два года он уверенно считал до десяти, в три до ста, в пять складывал трехзначные числа в уме, потом пошли математические олимпиады в школе, потом его пригласили в школу Колмогорова (правда, сын не захотел туда поехать, а мы не настаивали, я еще хорошо помнила печальный пример моего бывшего одноклассника, уехавшего в эту школу. Без присмотра родителей он быстро покатился по наклонной плоскости). Уже в Израиле он закончил Технион сразу по двум специальностям: математика и компьютерные науки как "мицтаен наси", даже не знаю, как это точно по-русски — суперотличник, что-ли.


Так вот, из моего родительского опыта я вынесла убеждение, что сензитивный период существует не только для освоения человеческой речи (там больше связано с физиологией), но и для освоения математики и чтения. То есть, если ребенок до 3 лет не освоил счет, он его в итоге, конечно освоит, но и только. Математика навсегда останется для него темным лесом.


То же самое и с чтением. Я думаю, что нет никакой врожденной грамотности. Если послушать людей, которые пишут и говорят грамотно, всегда оказывается, что они научились читать в четыре года. Вполне может быть, что до какого-то возраста у ребенка память фотографическая и он просто запоминает образ слова. И уже потом, во взрослом возрасте ощущает некий дискомфорт при виде неверно написанного слова, даже еще не осознав, что же там неправильно. 


Иногда, когда я возвращаюсь с работы на автобусе, там едут и родители с маленькими детьми. Детям, конечно, скучно сидеть просто так. Они начинают прыгать, кричать, плакать. И меня всегда поражает скудость родительского общения с детьми — они говорят детям "ш-ш-ш, мы скоро приедем" и это все. Родители, это же самое прекрасное время поговорить со своим ребенком, поиграть с ним (да даже в ладушки), рассказать ему что-нибудь интересное, спеть песенку, да мало ли что еще! Но нет, мать/отец тупо шикает ему и сообщает  "что мы скоро приедем". 


А потом удивляются, что у детей нет интереса к учебе


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments