albetina

Category:

Блин с лица покойника

Читаю по наводке sova_f  "Бюро проверок" Александра Архангельского и там встречаю такое:

Особенно живя в Молдавии, такое приходилось видеть… Ну, например (Вы, с Вашим тонким юмором, оцените): на лице покойника раскладывают блин, а на поминках этим блином потчуют батюшку. Скушай, батюшка, блинчик. Если представитель долгополого сословия откажется — село обидит. Село обидит — настрочат уполномоченному. Настрочат уполномоченному — выведут за штат. А дома матушка и семеро по лавкам; матушка возьмёт сковороду и, не щадя живота своего, оприходует батюшку. Вот тебе гордыня, вот тебе брезгливость, вот тебе требы!

Поэтому деваться некуда. Батюшка сидит и давится, но жрёт.

Что-то я прямо-таки обалдела. Ну, не может такого быть. Ан нет. Погуглила и да, в самом деле:

Как-то раз молодой батюшка, только пришедший на новый сельский приход, отпел покойника. Его к столу приглашают поминать. Он, по неопытности, сразу согласился. За столом ему подсовывают блинчики. Батюшка без всякой задней мысли берет и ест... Сначала все молча напряженно наблюдают за ним, а потом как-то дружно облегченно вздыхают. Отец начинает что-то подозревать... Оказывается, в этом селе такая примета была, что если батюшка на поминках съест блин, который до этого два дня лежал на лице покойника, значит, душа покойника в рай пойдет. Бедный отец в шоке попросил стакан водки и залпом выпил его...

Черт, большую половину прожила в Союзе и как же многого я не знала о простом народе и его обычаях. Правда, можно оправдаться тем, что я все-таки всю жизнь с младенчества жила в городе и где уж мне было с таким ужасом  столкнуться. Описываемый эпизод относится где-то к восьмидесятым годам 20-го века.

бабка в церкви сказал, нужно, чтобы первый блин с лица покойника (предварительно этим блином покрыть лицо покойника) нужно скормить батюшке. Тогда душа умершего безоговорочно попадет в рай. Этот блин нужно положить первым, поверх всей блинной топки. Как вы думаете, лучше эти блины отдать непосредственно батюшке или оставить их на поминальном кануне?

Боже мой, да что же это за дикость такая?! В двадцатом веке? 

Все-таки, не зря деревня всегда была признаком отсталости и консерватизма, дикости и мракобесия. Город же меняет людей, заставляет их как-то цивилизовываться. И это касается не только России. И в других странах деревни и маленькие городки никогда не отличались толерантностью и просвещенностью

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.