Живерни
Написать легко, что я поехала в Живерни. Но на самом деле этому предшествовали некоторые трудности. Утром, перед очередным походом в парк развлечений, мы пошли к парижской ОперА (ну так её называют, не буду оригинальничать). Там, как я выяснила в Интернете, можно купить любую экскурсию. Разыскали этот оффис Hop-On — Hop-Off, а них этой экскурсии не было. Но вы пройдите буквально триста метров, сказали нам, и за углом есть компания Визион Турс и у них-таки есть экскурсия в Живерни. И точно, мы прогулялись по рю Пирамидес и нашли эту компанию.
Там вокруг меня толклись англо- и испаноязычные, а я-то хотела эскурсию на русском, но меня успокоили тем, что у них есть аудиогид и велели прийти на экскурсию не позже, чем за полчаса до начала.
Утром следующего дня невестка с детьми отправились опять в развлекаться в ЕвроДиснейленд, но перед этим она настроила мне ГуглМэпс на телефоне и на всякий случай я решила выйти за полтора часа, хотя ходу до этой рю Пирамидес ровно полчаса. Но, поскольку я страдаю географическим кретинизмом, решила не рисковать, вдруг я запутаюсь и буду плутать по улочкам Парижа, так что лучше пораньше выйти.
Дойти-то я дошла благополучно, но проклятый ГуглМэпс сожрал на телефоне почти всю зарядку и, чтобы найти путь назад, пришлось мне запоминать ориентиры. И самый главный ориентир был, конечно, ОперА. Её было видно практически из любой точки. И вот тут я поняла, что, конечно, никакого географического кретинизма у меня нет, и зачем я себе приписывала этот диагноз? Да просто я не утруждалась запоминать путь, по которому ходила, а всегда на кого-то полагалась. А когда надеяться вдруг стало не на кого, я сама прекрасно справилась.
И вот я, наконец, с облегчением села в автобус и мне выдали вот такой вот аудиогид:

Тыкаешь этим «кинжальчиком» в точку на карте туриста и он тебе начинает рассказывать. Надо же, как продвинулись технологии.
Ехали мы до Живерни где-то полтора часа, а потом нас довели до сада Клода Моне и пустили на «вольный выпас» и это было так здорово, что тебе не надо было бегать за гидом и не успевать фотографировать, а можно было ходить неторопясь и всё рассматривать.
И опять я подумала об огромном воздействии на нас литературы. Ну, прочитала бы я про Живерни где-то в Википедии сухие строчки и что, они бы меня вдохновили? Ну, деревня художников, ну и что? А вот после прочтения «Черных кувшинок» я просто умирала увидеть это Живерни. Потому что всё там так красочно описано, там герои ходят по этому японскому мостику, рисуют кувшинки в пруду и ты, благодаря писательскому мастерству, видишь, их как живых и так вдруг хочется увидеть всё это воочию — и японский мостик, и пруд, и кувшинки. И про Клода Моне так было много чего написано и он уже воспринимался не как классик импрессионизма, а как живой человек со своими страстями и желаниями.
И вот я в Живерни. Первым делом я пошла в японский сад, там где пруд с кувшинками и японский мостик. Оказывается, усадьбу Клода Моне и этот японский сад разделяла железная дорога и ему это очень не нравилось и поэтому Моне построил туннель под железной дорогой и вот именно по нему мы и спустились в японский сад. Что-то на этом моменте я немного охренела — частное лицо прорывает туннель, ой! И сколько же это стоило? Были ли тогда уже эти машины, которые прокладывают туннели или его копали вручную? Даже трудно представить стоимость этого проекта. Хотя Клод Моне был уже к этому времени не бедный. А содержать такой сад цветов — это же тоже стоило немалых денег.
И вот пруд с кувшинками, ну точно, как я себе и представляла и это почему-то вызывает у меня всегда восторг, ну, когда мои представления о чем-то точь в точь совпадают с реальностью.

И речка Эпт

И ещё

И опять пруд с кувшинками, ну, прекрасно же

А это вот тот самый японский мостик. Правда, по японской традиции, он должен был быть красным, но Клод Моне решил сделать его зеленым




К счастью кувшинки цвели именно в июле, так что мне повезло. Правда, муж мне попенял, что кувшинок-то и не разглядеть. Да, это что-то я не продумала. Кстати, мой муж уже прочитал эту книгу и спросил (и в голосе его угадывалось восхищение) — и ты вот всё это видела — и пруд с кувшинками и японский мостик? Ага, значит, книга его тоже задела.
А потом... заряд у телефона кончился и я не смогла сфотографировать сад цветов Клода Моне. Тем более, что мне звонили попеременно то невестка, то мой муж из Израиля. Они ужасно боялись, что вдруг я заблужусь и меня уже никогда не найдут. Так что пришлось экономить на фотографиях. А сад просто роскошный. Он сделан во французском стиле, который мне очень нравится — это когда всё высаживается в строгом порядке и кустарники подстригаются, а не имитируются естественные заросли. Сейчас там работают восемь садовников и каждый год они заказывают миллион семян, чтобы высаживать цветы по сезону.
Кстати, аудиогид сообщил мне, что в этом саду цветут и ирисы и я как дура два раза обошла этот сад, чтобы найти ирисы и только потом вспомнила, что цветут они в феврале.
А потом я послушала про импрессионистов. Оказывается, в то время во Франции всем заправляла Академия Художеств и они требовали от тех, кто хотел выставляться в галерее, сначала посвятить много часов копированию признанных художников и импрессионистов гнобили со страшной силой. И тогда они разозлились и открыли свою альтернативную выставку. И вот тут-то им и поперло. Их стали покупать.
А я вот опять думаю, что все эти авторитеты и академики, что в науке, что в искусстве — зло. Они становятся старыми и новое, прогрессивное ну уже никак не воспринимают, а власть-то у них.
Кстати, гелиоцентрическая система утвердилась в научном мире только после того, как ушли в мир иной приверженцы геоцентрической системы (тоже академики и бюрократы). Так что поступь прогресса неотвратима, но жаль, что на его пути так много жертв